Акустическая АЛИСА.


Tweet



Вы, наверное, уже слышали, что группа Алиса выпускает акустический альбом "Подполье" - релиз в четырёх частях, записанный на концертах 2020-2021 гг. Событие примечательное, ведь предыдущий акустический альбом вышел ровно двадцать лет назад. Причём новая акустика, выражаясь киношным языком, является перезапуском серии, хотя бы потому что имеет свою отдельную нумерацию. В этой статье я предлагаю вспомнить прежние релизы, рассмотреть как менялась с годами Алиса unplugged и какие факторы на это влияли.




К своему приходу в Алису Константин Кинчев уже имел солидный багаж песен, которые исполнял на квартирниках. Впоследствии большая их часть была записана группой и выпущена на альбомах "Jazz" и "Танцевать". Также с 1995 по 2002 вышло четыре акустических альбома. Нумерация акустик соответствует году выпуска на CD, а не году записи концерта. В статье же наоборот, я буду о них рассказывать в соответствии с хронологией, поэтому не удивляйтесь что они пойдут не по порядку. Также в статье помимо официальных альбомов будут упоминаться концертные записи и бутлеги. Ссылку на них не даю, дабы не перегружать текст. Все их можно найти и скачать на нашем сайте. Итак, если вам всё понятно, погнали!








Став в одночасье - с первого выступления в Рок-клубе - звездой по крайней мере Ленинграда, Константин Кинчев занялся проработкой и акустической программы. 27 мая 1985 на дне рождения Александра Башлачёва он знакомится с Юрием Наумовым. Через месяц Наумов приезжает в Москву и останавливается у Кинчева. В течении четырёх ночей на кухне они аранжируют Костины баллады. Возникает совместная акустическая программа, состоящая из песен обоих исполнителей и инструментального пролога - Увертюры.

Армен Григорян ("Крематорий") - Впервые я увидел Кинчева на совместном с Юрием Наумовым квартирнике на отшибе Москвы. И это было моё первое посещение подобного формата! Наумов - прекрасный гитарист, и слушать его протяжные произведения было крайне любопытно. Чтобы выступление следующего поэта-песенника на плохо строящей гитарке произвело такое магическое впечатление, ему нужно было обладать чем-то бОльшим и не имеющем прямого отношения к музыке! Личная энергетика Кинчева тогда и на всех других виденных мной концертах была из ряда вон...

Первая попытка записи этой программы состоялась 25 августа 1985 в гостях у Коли Васина. Но её нельзя было назвать успешной, потому что пока Юра Наумов пел свои песни, Костя и Коля употребляли горячительное. Осенью готовится ещё одна программа, в которой участвуют Кондратенко, Самойлов и Задерий, причём исполняются в том числе и песни последнего. Акустические итоги 1985 года можно услышать на альбоме:







"Акустика. Часть 2", она же "Ленинград 1985" была издана в 1997 году на лейбле APEX, впоследствии переиздана на Extraphone и Мистерии Звука. Эта запись своеобразный бенефис Кинчева, если это слово уместно, потому что объединяет сразу две концертные программы. Первая часть выступления прошла при участии Юрия Наумова и Олега Васильева на флейте. Вторая - с музыкантами Алисы. Прозвучала, но не попала на диск композиция "Для тех кто свалился с Луны". Три песни с этой фонограммы (Энергия, Соковыжиматель и Плод) Святослав Задерий включил на так называемый бутлег "Суд". Так нарекли сборку песен, созданную Славой в противовес официальному альбому "Энергия", который он считал слишком "тропиллизированным". На этом бутлеге действительно есть студийные треки (например, первая версия "Ветер перемен"), но полностью студийным или альтернативным альбомом его считать нельзя.






Что послушать ещё?

25.08.1985 - Кинчев и Наумов у Коли Васина. 25 песен (из них - 18 Кинчева), несколько инструменталов, интересные фразы между песнями.

1995 - бутлег Jazz. Студийная запись с репетиции альбома. Без духовых и клавишных. Включает также песни Гость и Горизонт, который потом вошли на Танцевать.



"Акустика 2" представляет собой удачный пример официального мероприятия в стенах Ленинградского Дворца Молодёжи. И это скорее исключение. Играть в основном приходилось по квартирам. Какие это были квартиры? Самые разные: и обшарпанные питерские коммуналки и хорошо обставленные жилища обеспеченных советских граждан. Например, родители москвича Вадима Суровцев-Бутова почти на год уехали в командировку за границу. За это время у них дома на Кантемировской прошли квартирники Константина Кинчева (и не один!), Виктора Цоя, Майка Науменко, Петра Мамонова и даже Юрия Лозы. Кинчев запомнился Вадиму как наиболее непосредственный и общительный из музыкантов. В Ленинграде был известен "салон Алины Алонсо" на Большой Монетной улице, в нём бывали многие наши рокеры. Интерьер этого флэта можно увидеть в фильме "Взломщик" (сцена вечеринки).

Евгений Фёдоров ("Объект Насмешек", "Tequilajazzz"): "Я бывал на квартирниках Цоя, Майка и Гребенщикова. Явочное место, квартира на окраине города как правило, по крайней мере те самые известные места, которые в Ленинграде. Метро Удельная, потом долго на автобусе, потом идёшь пешком с какими-то людьми и только они знают куда идти. Потом на входе скидываешься по рублю, квартира, все тусуются, очень тесно. В уголке большой комнаты сидит человек с гитарой на табуреточке. Все пьют портвейн, везде можно курить, никто не орёт, все внимательно слушают. Обычно всё проходило днём, помню что когда мы уходили всегда было светло. Один раз я лично проводил квартирник группы Алиса в квартире своей, мы собрали 70 рублей. Для 1985 года это была приличная сумма".

С Юрием Наумовым было сыграно ещё несколько редких акустик, последняя из которых состоялась в январе 1989 года. Впрочем, у Константина Кинчева появился новый постоянный соратник - Пётр Сергеевич Самойлов.









Пётр Сергеевич аккомпанировал на акустическом басу, исполнял свои песни на обычной гитаре, а порою выступал и как соавтор композиций. Когда Кинчев играл квартирники один, он включал в программу больше своих лирических песен. Когда акустику играли вдвоём, их место занимали песни Петра. Двойные квартирники случались и с другими известными музыкантами. Причём концерты в таких случаях часто состояли не из двух отделений, выступающие играли попеременно, передавая друг другу гитару. Так прошли сейшены с Славой Задерием, Рикошетом, Башлачёвым. Однако в Новосибирск в декабре 1986 года Кинчев летал один. Там он сыграл несколько акустических концертов, один из них был в 2002 году издан на CD под названием...






"Акустика. Часть 4" (Союз 2002). Перед нами яркий образец сольной кинчевской акустики. Запись полностью передаёт эффект присутствия. Включаешь, и вот он прямо перед тобой в комнате яростно бьёт по струнам. Здесь одно из первых исполнений "Сумерки", которую КК предваряет словами "песня не в моём стиле, а [скорее в стиле] Саши Башлачёва". Интересную мелодию имеет "Движение вспять", мотив куплетов сильно отличается от электрической версии. И хотя музыка в буклете указана за Андреем Шаталиным и песня уже тогда игралась на концертах Алисы, я полагаю что это именно авторская, первая аранжировка. Альбом был издан в двух вариантах: одинарном и двойном CD. Двойник включал дополнительную дорожку с ответами на вопросы зрителей и сейчас является коллекционной редкостью. В апреле 1987 года в газете "Молодость Сибири" вышла статья "Странные гастроли" за авторством некой И. Долиной. Это был яркий образчик обличительного комсомольского материала, в котором порицался Кинчев, его песни, его гастроли и их организаторы. Целиком статью можно прочитать на сайте Алисы: ссылка. Из неё можно узнать много интересных деталей. Например, билеты на квартирник представляли собой разрезанную по диагонали почтовую открытку, на каждой половинке которой стояла детская печать.






Что послушать ещё?

февраль 1986 - Квартирник в Москве. Одна из первых записей с Самойловым. Необычный треклист, в котором и невероятно энергичная, только придуманная Аэробика и редкая композиция "Я вижу то, что вижу" с Нервной ночи. Самойлов тоже исполнял раритеты: Экология, Акселерация.

весна 1986 - квартирник на Ржевке вместе с Задерием. Исполнители чередуются, Костя подпевает Славе, Слава подпевает Косте. Диалоги со слушателями погружают в атмосферу настоящего подпольного квартирника. Например, на песне Черта в комнату вошла собака :)



С возвращением Шаталина традиционный акустический состав Алисы расширился до трио. В программе выступлений появилась своя драматургия. Скелет составляли програмные песни Алисы, обязательно звучали премьеры (композиции, ещё не готовые в электричестве) и блок песен Петра Самойлова, ближе к концу - несколько отвязных рок-н-роллов и нередко что-то на бис по просьбе публики.








На фото Кинчев в Ялте, август 1987. Концертов в Крыму тогда было сыграно очень много: электрические в Ялте и Симферополе, джем-сейшены в Гурзуфе, квартирники и спонтанные акустики в общежитиях, вписках и просто на улице. Из этой поездки Кинчев привёз новые песни: Чую Гибель, Новая Кровь, Завтра может быть поздно, Кошке хочется спать. Правда, "Кошку" потом отдали Задерию. Но, что характерно, согласно информации из книги Солнцеворот, все новые тексты были написаны в Адлере. Видимо, только там КК и настигало вдохновение :)




Что послушать ещё?

25.08.1987 - Севастополь, акустический концерт в общежитии "Парус".

октябрь 1987 - Владивосток, квартирник у Леонида Бородина, президента местного рок-клуба. Современному слушателю уже сложно понять что смешного в песне "Чик-чик-чик" :)





Осенью 1987 года был снят на видео классический квартирник Алисы, полностью и в приемлимом качестве. Он состоялся 1 октября, за несколько недель до первых стадионных концертов группы. Которые чуть было не стали последними в связи с появлением статьи "Алиса с косой чёлкой" и последующим "Делом Кинчева". Началась травля группы в прессе, на полгода запретили концерты. Северной Столице пришлось опять довольствоваться акустикой.








Один из известных концертов того периода состоялся в феврале 1988 в актовом зале школы 344. Электрические концерты игрались, но на некотором расстоянии от Ленинграда. Например, во Пскове, куда Кинчев с разрешения судьи выехал на творческую встречу с местным рок-клубом. Творческая встреча представляла собой три электрических концерта и один акустический. Последний был издан в 2000 году на лейбле CD-Land под названием...






"Акустика 3". Возможно, наименее удачный релиз серии. Здесь всего 11 песен, это лишь небольшая часть программы, которая во многом повторяет пермскую акустику. Но сама выборка обламывает. Только настраиваешься на серьёзные песни - раз, два и выходит Голубой Банщик. К звуку тоже есть вопросы, на некоторых песнях встречаются "проскоки", а звук зала порой переходит в "бульканье". Но и в этой записи есть несколько уникальных моментов. Например, это песни "Купи танк" и "Аквалангист" Петра Самойлова, которые больше ни на одном официальном релизе не издавались. Одно из первых исполнений "Шабаша", ещё без последних куплетов. Кстати, нигде на обложке не указано где и когда была сделана эта запись. Но мы достоверно знаем, что это Псков 13 марта 1988 года. Частично сохранилась и видеозапись этого мероприятия.






Среди вопросов из зала прозвучал один интересный, имеющий прямое отношение к нашей статье: "Не кажется ли Вам, что в акустическом варианте Вы с большим успехом можете дойти до сознания нас, слушателей. Если это так, то зачем Ваше электричество? Если нет, то зачем этот акутический вариант? Не разбрасываетесь ли Вы в таком случае?"

Кинчев: "Я попытаюсь ответить. Электрический концерт подразумевает под собой, в общем, некое единство, праздник, где прежде всего в силу входит физиология. Как мне кажется. То есть это контакт непосредственный и обмен энергией в полный рост. Понимаете? Если доходит слово в электрическом варианте - это идеальный случай. Если это слово не доходит - я на это закрываю глаза. В акустическом варианте слышно каждое слово, поэтому есть возможность послушать песни в том сыром виде, в котором они вообщем пишутся. ...потому что электричество - это прежде всего музыка, танец. Слово ставлю на третье место. В акустике всё наоборот."

Псков Кинчев посещал с любезного разрешения судьи Яковлевой, которая вела его дело о хулиганстве. Директора группы Алика Тимошенко отпускать отказались. Кинчев был обязан явиться на следующее заседание, назначенное на 23 марта. Вернувшись из Пскова 14 марта, Константин Кинчев был задержан по пути домой и доставлен к новому, менее либеральному судье, которая незамедлительно отправила его под арест. 20 марта артист и директор выходят на свободу. 29 марта Кинчев, Самойлов, Шаталин и Нина Барановская вылетают в Пермь, где играют несколько акустических концертов, один из которых впоследствии будет известен как:







"Акустика Часть 1. Пермь 1988". Самая известная и легендарная запись, выпущенная на CD в 1995 на лейбле APEX. На издание вошли далеко не все композиции, сыгранные на концерте. Две из них, "Вор да палач" и "Завтра может быть поздно", можно услышать на изданной годом ранее "Нервной ночи", куда они попали в виде бонусов. Это решение породило известную путаницу. Многие стали датировать данные треки 1984 годом и относить к проекту "Доктор Кинчев и группа Стиль". Песни вернулись в родную гавань только в 2017 году, когда "Акустику 1" перевыпустил лейбл "Мистерия Звука". Заодно восстановили исконный красный цвет обложки, добавили буклет с текстами и наконец убрали с задника фотографию солиста группы "Цветы" Александра Лосева (как он туда попал изначально - осталось загадкой).








Сравниваем издания Экстрафона и Мистерии.



Сей концерт известен также эпизодом с ветеранами Афганистана. События эти подробно описаны в книге Нины Барановской, поэтому коснусь их вкратце. Ветераны были сильно недовольны строчкой из песни "Новая кровь": "Кто-то прошёл через Афганистан, у него обнаружен СПИД". Для меня эта строчка всегда была отражением поговорки "Кому суждено быть повешенным, тот не утонет". Однако "афганцы" усмотрели в этом намёк на отношения с местным населением и оскорбились. Тогда дело закончилось относительно мирно, а ведь сейчас могли бы привлечь по новой статье 207.3 (распространение фейков о ВС).






Что послушать ещё?

март 1988 - Полная запись концерта пермской акустики, включая диалог с афганцами и невошедшие песни (среди них Шабаш, Движение вспять и Время менять имена).

январь 1989 - квартирник Кинчева и Наумова. Последняя совместная запись двух музыкантов. Здесь Кинчев уже не мог обойтись только лирикой, были исполнены и программные вещи - Шабаш, Новая Кровь, Стерх. Юрий Наумов добавил в аранжировки интересную фишку - имитацию барабанной сбивки, с помощью боя по зажатым струнам.



Окидывая взглядом этот короткий отрезок творческого пути Алисы, записанный и изданный на акустических альбомах, я выскажу очевидную, хотя может для кого-то и неожиданную вещь. Очень часто акустические концерты игрались по необходимости и исходя из невозможности играть электричество. На ранних этапах это было связано с техническими трудностями, отсутствием аппаратуры и неимением доступа к площадкам. Действовали прямые запреты на выступления, гласные и негласные.

Ситуация повторилась в 2020, когда Константин Кинчев посчитал невозможным проведение концертов в условиях COVID-ограничений, навязанных контролирующими органами. Неслучайно концерты проходили под девизом "Назад в подвалы". Десятки статей СМИ вышли с цитатой КК в заголовке "Концертная деятельность группы «Алиса» заканчивается", но лишь немногие обратили внимание на окончание фразы "... что не исключает подпольных мероприятий, о которых вы будете оповещены". Подпольные меропрития были, и они были глотком свежего воздуха для поклонников группы на фоне постоянных отмен и переносов. И вот осенью 2022, как в прежние времена, наряду с номерным альбомом Алисы выходит акустический альбом "Подполье".









Новая акустика исполнена и записана на несравнено более качественном уровне. Это не просто песни под гитару, а целый мини-оркестр с полноценными аранжировками и привлечением сотоварищей (Рушан Аюпов - баян, Люся Махова - скрипка). Предзаказ на LP и CD принимаются до 1 сентября на сайте Планета. Если физические издания это не ваше, то просто ждите осени.






Что послушать ещё?

август 2020 -
квартирник у Маргулиса.




Автор материала Забей.
Авторы снимков: Владимир Быстров, Игорь Мухин, Валерий Потапов, Светлана Скрыль, В. Мурзин, А. Кудрявцев и неизвестные мне фотографы.
Ещё больше почитать ищите на www.alisa-tver.ru в разделе Архив.
Все упомянутые бутлеги доступны там же в разделе Скачать.
Если у вас есть чем дополнить статью - держим связь через alisa-tver@yandex.ru