Всё это рок-н-ролл
история песни







Точная дата написания песни неизвестна, в книге Солнцеворот указана весна 1988 года. Первое акустическое исполнение известно по концертам в Перми в марте, а первое электрическое - по московскому концерту в апреле 1988 года. Композиция вошла в блок песен, который писался в студии "Тонваген" для альбома Шестой Лесничий. Однако с выпуском песне не повезло, и это невезение растянулось на несколько лет. Не попавшие на Шестой Лесничий песни стали основной другого альбома - Ст. 206 ч. 2, который планировали издать одновременно с Шестым Лесничим. Но случилось непредвиденное: оригинал альбома был утерян (или украден) и найден лишь в 1994 году. По этой причине многие впервые услышали песню в записи только на этой пластинке - 6-ой Ленинградский рок-фестиваль.


В 1991 году концертная версия песни увидела свет сразу на двух эпохальных винилах - альбоме "Шабаш" и сборнике "Однажды в рок-клубе" (сборник из 4-ёх пластинок с записью концерта в честь 10-летия Ленинградского рок-клуба). Однако с изданием на CD опять не задалось - фонограмма альбома Шабаш превышала допустимый объём музыкального компакт-диска и песню "Всё это рок-н-ролл" на него не включили (максимальная длительность компакт-диска в те годы составляла 75 минут). В 1995 году альбом Шабаш вознамерилась переиздать компания Звукореки. Всё пошло криво с самого начала - на заводе в Австрии перепутали мастер-диски и вместо Шабаша закатали на CD подборку классики - Глинку, Стравинского и Мусоргского. Ошибка вскрылась только после прибытия груза в Россию. Большая часть этого тиража была уничтожена, малая разошлась по коллекционерам. Компания Звукореки не сдавалась, заказала исправленный тираж, но опять без песни Всё это рок-н-ролл. В этом же году вышел известный сборник "АлисА - Легенды русского рока", стикер на обложке которого возвещал о наличии некоего бонус-трека. Под бонусом подразумевался Всё это рок-н-ролл, так как ранее на CD его было услышать нельзя. Но технологии не стояли на месте, появились сотовые телефоны и электромобили, человеку пересаживали органы свиньи, на красной планете высадился марсоход, а максимальная длительность компакт-диска увеличилась с 75 до 80 минут. В этом же 1996 году фирма Звукореки наконец-то смогла издать полный вариант альбома Шабаш - с песней Всё это рок-н-ролл и цифровым ремастерингом. С этого момента песня перестала теряться.
Практически 12 лет, с момента написания и до выхода Солнцеворота, песня была обязательным номером большинства выступлений Алисы. Со временем она обросла различными концертными атрибутами. Так, на строчке про академиков Кинчев гладил Шаталина по лысине, а на словах про "кость в горле" Пётр Самойлов кашлял на бэк-вокале, изображая что именно этой костью он и подавился.


Обложки CD, на которых Всё это рок-н-ролла нет:


Обложки CD, на которых Всё это рок-н-ролл есть:


Параллельно с этой, развивалась другая история. 28 сентября 1991 года в Москве на аэродроме Тушино состоялся фестиваль "Монстры рока" с участием групп Metallica, AC\DC, Pantera. На концерте в качестве зрителей присутствовали многие наши рокеры, в том числе Кинчев, Чумычкин и Гарик Сукачёв. Гарик подошёл к КК и поведал о том, что пишет альбом с песнями людей, которых любит и уважает, и нет ли у него какой-либо песни? "А, Костян?". Кинчев ответил что у него как раз есть подходящая песня - Всё это рок-н-ролл. "Забирай!.. пожалуйста".

Панорама фестиваля Монстры рока. Внимательный читатель без труда найдёт Кинчева:


Песня увидела свет на одноимённом альбоме с изменённой аранжировкой. В записи и съёмках клипа приняли участие Константин Кинчев, Вячеслав Бутусов, Владимир Шахрин, Александр Ф. Скляр, Джоанна Стингрей, Юрий Шевчук, Сергей "Боров" Высокосов и Сергей Галанин. Юрий Шевчук не попал в основной съёмочный день и потому присутствует в кадре отдельно.

На съёмках клипа Всё это рок-н-ролл:


Под выход альбома был также сыгран большой сборный концерт в Крыльях Советов, показанный в эфире Программы А.


В обеих версиях (алисовской и бригадной) песня стала хитом и самым известным гимном отечественной рок-музыки. На Всё это рок-н-ролл создавались многочисленные каверы и пародии, фразы из песни стали крылатыми и ушли в народ. Текст песни рисовал точный образ второй половины 80-ых, при этом в нём присутствуют имена, места и явления, который могут быть непонятны школоте молодому поколению. Давайте ещё раз пройдёмся по знакомым строчкам, вспомним, поностальгируем или помянем:

Беседы на сонных кухнях,
Танцы на пьяных столах,
Где музы облюбовали сортиры,
А боги живут в зеркалах,
Где каждый в душе Сид Вишес,
А на деле Иосиф Кобзон,
Где так стоек девиз:
Кто раньше успеет, ты или он?
Все это Rock-n-Roll.

Sid Vicious - бас-гитарист британской группы Sex Pitols. Несмотря на то, что записал с коллективом только одну песню, стал лицом группы и вообще символом эпохи панк-рока. Умер в 21 год от передозировки героином, находясь под следствием по подозрению в убийстве своей подруги Нэнси.
Иосиф Кобзон - народный артист СССР, один из самых титулованных эстрадных исполнителей России. С 1995 года не может получить американскую визу из-за подозрений в связях с организованной преступностью.

Из материала "10 вопросов Иосифу Кобзону" (МК-Бульвар, 2004):
- В одной из песен Константина Кинчева есть строчка: "Каждый в душе Сид Вишез, а на деле Иосиф Кобзон". Как вы к этому относитесь и кто вы сами в душе?
- Иногда я его понимаю… Но все дело в том, что все Кинчевы, Шевчуки и прочие меня, честно говоря, мало волнуют. Они ведь все работают только на определенную аудиторию и только на определенный социальный момент времени. А я был актуален всегда: не "на деле", не где-либо еще… Почему-то они не были актуальны в Афганистане, Чернобыле. Но они там и не нужны. Там нужны песни Кобзона. И я очень рад, что "на деле" я оказался очень нужным и востребованным своим народом, и "на деле", дай бог, им отработать хотя бы половину того, что отработал Кобзон, будучи востребованным. Я уже 46 лет на эстраде. А эти все молодые люди, которых мы называем "пацанами" и которые на что-то претендуют, да еще и сравнивают… Это. По меньшей мере, нескромность. Один замечательный актер прошлого времени говорил: "Не по таланту живете…" Вот что я могу сказать по этому поводу.

Из онлайн интервью с Кинчевым (сайт газеты Коммерсант, 2011):
- Константин, Вы по-прежнему считаете Иосифа Кобзона и Сида Вишеза принципиальными антиподами? Это так важно для Вас?
- Судя по вопросу, это важно для Вас. Вы можете найти в этих исполнителях нечто общее? Я, при всем желании, не могу.

Автобусы и самолеты,
Пароходы и поезда,
Сегодня нас ждет Камчатка,
Завтра - Алма-Ата,
Послезавтра мы станем пить пиво
В Пушкаре или Жигулях,
А что с нами будет через неделю
Ведает только Аллах.

Все это Rock-n-Roll.

Камчатка и Алма-Ата до сих пор случаются в концертном графике Алисы. С 1993 года город Алма-Ата был переименован в Алматы, а в 1997 лишился звания столицы Казахстана - им стала Астана. В соответствии с распоряжением администрации Президента от 1995 г. на территории РФ используется название Алма-Ата. 18 октября 2004 года Медеуский районный суд г. Алма-Аты удовлетворил беспрецедентный иск в отношении газеты «Аргументы и факты Казахстан», до недавнего времени использовавшей название Алма-Ата, и обязал редакцию газеты «АиФ Казахстан» отныне соблюдать написание города как Алматы
Пушкарь - легендарный пивной бар на пересечении улиц Большой Пушкарской и Шамшева в Ленинграде. Один из первых пивных баров города - был открыт в 1973 году и просуществовал до начала 90-ых. В настоящее время на Большой Пушкарской существует бар с таким названием, находится в другом здании.

Интерьер современного бара Пушкарь:


Пивной бар с названием Жигули находился и в Москве (проспект Калинина, ныне Новый Арбат) и в Ленинграде (Владимирский проспект). Доподлино неизвестно, какой именно бар имел в виду Кинчев, потому расскажем о московском (тем более что посвящение питерским Жигулям есть у Михаила Шелега). Бар существовал с 1968 года до начала 90-ых, находился на нечётном стороне проспекта между роддомом имени Грауэрмана и кафе Валдай. В нулевых на Новом Арбате (ex-Проспект Калинина) при участии Московской Пивоваренной компании было снова открыто заведение с таким названием.

Интерьер бара Жигули в начале 70-ых:


Воспоминания посетителей бара с сайта Old-mos:


В 1993 году выделенный курсивом текст в предыдущем куплете был изменён на следующий:

Послезавтра мы станем пить пиво
А может быть водку...а может быть Агдам
А что с нами будет через неделю
Ведают где-то там!

Предполагаю, что после Крещения в 1992 году Кинчев стал серьёзнее относиться к вопросам религии и решил не упоминать Аллаха в достаточно несерьёзной песне. Впервые новые строчки прозвучали на концерте-презентации альбома "Для тех кто свалился с Луны" в Москве и Питере в феврале 1993 года. Однако на концерте в Таллине месяцом позже Кинчев снова спел про Пушкарь и Жигули. Возможно, причина в том, что концерт игрался "на мокрую". В апреле 1993 в Уфе и отныне навсегда песня исполнялась с изменённым куплетом.
Агдам - город в Азербайджане, в котором находился коньячный завод и выпускался одноимённый коньяк и портвейн невысокого качества. После распада СССР город оказался в зоне военного конфликта на территории непризнанной республики Нагорный Карабах. В результате боевых действий город был полностью разрушен и покинут населением (1989 - 28 000 жителей, 2010 - 360 жителей). Руководством Нагорного Карабаха территория Агдама включена в состав соседнего города Аскерана как квартал.

Этикетка портвейна Агдам:


Город Агдам в середине прошлого века. Видны башни мечети:


Город Агдам сейчас. Сохранилась только мечеть:




Это чем-то похоже на спорт,
Чем-то на казино,
Чем-то на караван-сарай,
Чем-то на отряды Махно,
Чем-то на Хиросиму,
Чем-то на привокзальный тир.
В этом есть что-то такое,
Чем взрывают мир.
Все это Rock-n-Roll.

Караван-сарай - на Востоке и Средней Азии большое помещение на торговом пути для отдыха караванов. "Сарай" означает дворец.

Караван-сарай, похожий на типичный караван-сарай:


Нестор Махно - украинский анархист и революционер, лидер повстанческой армиии. Воевал вместе с красными, против красных и против белых.
Хиросима - город в Японии, который в 1945 США подвергли атомной бомбардировке. Жертвами атомной бобмы "Малыш" стали более 150 000 жителей города.

И вот уже академики чешут плеши,
Погоны свистят в свисток,
Румяные домохозяйки
Зеленеют при слове Rock.
Товарищи в кабинетах
Заливают щеками стол,
Им опять за обедом встал костью в горле
Очередной Rock-n-Roll.
Все это Rock-n-Roll.

Современным подросткам, наверное, не понять - почему румяные домохозяйки зеленеют при слове Rock. Уже несколько поколений выросло на русском роке и для многих людей творество группы Алисы перешло в разряд семейных ценностей.
Вадим Самойлов, лидер группы Агаты Кристи, член Общественной Палаты РФ, доверенное лицо кандидата в Президенты РФ и действующего премьер-министра Владимира Путина (2012) является прекрасным (и не единственным) примером товарища в кабинете, бывшим некогда костью в горле очередным рокен-ролом.

Ну а мы, ну мы - пидерасты,
Наркоманы, нацисты, шпана,
Как один социально опасны
И по каждому плачет тюрьма.
Мы пена в мутном потоке
Пресловутой красной волны.
Так об этом пишут газеты,
А газеты всегда правы.
Все это Rock-n-Roll.

Красная Волна - Red Wave, проект Джоанны Стингрей, двойной виниловый альбом с 4 подпольными группами из СССР, который был издан в США. По одному экземпляру альбома Джоанна отправила Горбачёву и Рейгану, заявлением, что то, чего они не могут достичь на дипломатическом уровне, успешно получается у рок-музыкантов. Выход пластинки послужил катализатором признания рок-музыки в СССР и официального издания рок-альбомов на виниле.
Некоторые слушатели не смогли уловить смысл куплета, в котором по сути перечисляются газетные заголовки и клише по отношению к року, и восприняли текст буквально. Так, в совместном треке "Тринити" Гуфа и 25/17 есть следующие строчки:

Корефанам рисовал татуировки, писал стихи
пел в подъезде под гитару песни:
Кино, ДДТ, Наутилус, Алиса, Бутусов
Мы вмеестее!
(Ну а мы,ну а мы, педерасты, наркоманы) вставка из песни
Эээ, стоп! То ли он чего-то попутал, то ли я чего-то не понял,
С тех пор Константин Кинчев покинул наши кассетные магнитофоны

Впоследствии Андрей Бледный пояснил что "исполнитель трека и главный герой трека это разные люди. ужас. но так бывает когда рэп поют не только о себе любимом". И да - прошло 30 лет, а газеты по-прежнему пишут всякий бред. Доказательством оного служит другая статья на нашем сайте: Топ-7 худших статей о группе Алиса.

И мы катимся вниз по наклонной
С точки зрения высших сфер.
Молодежные группировки
Берут с нас дурной пример.
Где воспитательный фактор?
Где вера в светлую даль?
Эй, гитарист, пошли их всех на :
И нажми на свою педаль.
Все это Rock-n-Roll.

Из интервью с Кинчевым, 2003 г.:
- Среди ваших старых песен есть те, за которые вам теперь неловко и которые вы поэтому не исполняете?
- Есть песни, которые я больше не пою - просто потому, что не хочу этого делать. Например, "Все это рок-н-ролл". Она, конечно, неплохая, но мне уже неинтересна и совсем не греет.

Тем не менее, песня всё же эпизодически исполняется на концертах.


материал составил Забей
Фотографии: собственные, FeeLee, автор неизвестен.
www.alisa-tver.ru