История серии "Алиса.Раритеты"





"Вы хотите узнать всю правду об Алисе? Выбирайте какую: красную или чёрную" - произносил Константин Кинчев в главном меню мультимедийной энциклопедии "Быль да Сказки". Если вы не знаете о чём речь, то скачать образы дисков этого издания можно здесь. Если знаете, то продолжаем.
Всё началось в 2002 году, когда я получил регулярный доступ в интернет. В это время наступавшие цифровые технологии стремительно обесценивали аналоговые носители. Всем хотелось иметь фотки в формате jpeg, а не на бумаге, видео - в avi, а не vhs, музыку - в формате mp3, а не на плёнке. Необъяснимым образом скачанный midi файл бодрил не меньше чем купленная кассета с очередной акустикой. Происходившие тогда в интернете процессы сейчас называют Web 1.0: контент создавали авторы веб-сайтов, а не его пользователи. Не было социальных сетей, youtube; по причине низких скоростей (почти все пользователи в России сидели через dial_up) не были развиты торренты. Народ кучковался в форумах, чатах и гостевых книгах. Алисаманских сайтов было несколько десятков. Перечислю лишь наиболее значимые из числа исчезнувших. http://raritets.narod.ru/ - сайт раритетов Алисы. Автор сайта выкладывал как отдельные старые записи, так и эксклюзивный свежак. Именно на этом сайте я, как и многие, впервые скачал и послушал новые песни в электричестве: Небо Славян, Антихрист, Инок Воин и Шут, Непокорные. Это были концертные записи с битрейтом от 64 до 80 kbps. Сайт имел симпатичный дизайн, а фоном проигрывалась приятная музыка в формате midi - Плач и Моё поколение. Автор сайта предпочитал оставаться в тени.



Rockada.hotbox.ru - сайт девушки, которая эмигрировала в Израиль с территории бывшего СССР (откуда точно уже не помню). У неё был огромный архив статей и фотографий, а также талант к дозированному и увлекательному изложению материала. Единожды психанув, она как-то закрыла доступ к своему сайту, поставив в качестве заглушки картинку, на которой Кинчев показывал Fuck. Однако на отдельные страницы сайта можно было попасть через поисковик. Вскоре он был удалён окончательно. Solncevorot.nm.ru - сайт Барика, имевший хорошее наполнение, но обновлявшийся нерегулярно. Примечателен ещё и тем, что Кинчев отметил его своим вниманием на официальном сайте группы в рубрике Вопросы.



Чтобы вы смогли ощутить атмосферу рунета в 2002 году, посмотрите эти три видеоролика. Эти кусочки - единственные видеозаписи Алисы которые были в интернете в то время. Две из них были размещены на сайте "Программы А". И их нельзя было посмотреть, нажав на кнопку Play. Их надо было скачивать несколько часов, тратя драгоценные мегабайты трафика или предоплаченные минуты соединения. Поговаривали, что есть такая файлообменная сеть как "осёл", и что вроде бы в ней хранятся фильмы "Взломщик" и "Рок-н-ролл это не работа", но где этого осла взять и как скачать - было непонятно. Если после всего прочитанного вам захотелось глубже окунуться в атмосферу Web 1.0, то отсылаю к разделу Машина Времени, в котором собраны старые версии официального сайта группы Алиса.



2003 год. Скачивание файла "Красное на чёрном" в несколько потоков. 8 Mb, примерно 2 часа.

Жадно собирая по крупицам информацию, связанную с любимой группой и находясь под большим впечатлением от издания "Быль да Сказки", я стал оформлять оцифрованные и скачанные материалы в некое подобие архива с навигацией по нему. Освоив html до той неглубокой степени, которая всё же позволяла уйти от шаблонов на сайте narod.ru, я корпел над оформлением, решив записать архив на диски. Похваставшись скриншотами на форуме Алисы в сентябре 2003 года, я получил большой отклик и понял, что эта затея интересна не только мне. В конце декабря 2003 года диски были готовы. Их получилось четыре.
Всё содержимое на дисках было объединено оболочкой, сделанной в формате html. По сути, на каждый диск был записан локальный сайт, перемещаясь по страницам которого можно было открывать файлы или папки. Дизайн был самым простым и неказистым, но будучи самоучкой, я некоторое время даже им гордился. Были и маленькие приятные красивости, например уникальный дизайн каждой папки в меню проводника была настроен с помощью гипертекста (изменён фон и шрифт). Данная функция поддерживалась только в Windows 98, которой я на тот момент пользовался, поэтому оценили это немногие.



Оболочка Первого выпуска раритетов с открытой в ней папкой.

Наполнение первого выпуска раритетов составили совершенно нераритетные по сегодняшним временам вещи: альбомы Алисы, которые не выходили на официальных mp3 носителях, клипы, которые ранее тоже нигде не издавались, огромная подборка статей и фотографий из интернета. Были конечно эсклюзивы, самостоятельные оцифровки телепередач и пары концертов, но не так много как хотелось бы. Большинство аудио концертов были скачаны с давно несуществующего сайта www.hot.ee/alisamusika, на котором Денис из Таллина выкладывал своих оцифровки кассет в битрейте 112, считавшимся тогда вполне приемлимым. На четвёртом диске в разделе Видео был размещён только один файл - концерт Алисы во Владимире в 2002 году. Это был первый полный концерт Алисы в интернете, размещённый на ftp. Для его скачивания потребовался почти месяц реального времени.
Несмотря на это, появление дисков стало событием. По сети и вне её моментально распространилась информация о дисках. Записав несколько комплектов для своих знакомых из Мcк и Спб, мне вскоре пришлось рассылать диски в удалённые уголки страны, где люди сидели в интернете посредством gprs на телефоне. Иногда мне приходили не только e-mail или запросы на добавление в аську, но реальные бумажные письма по почте, так как многие ещё оставались с интернетом на "Вы". Первоначально информация о дисках была размещена на моей домашней страничке ("хомяке"), но уже 1 июня 2004 появился этот сайт - Алиса-Тверь.
Наладив контакты с регионами, я стал собирать материалы для второго выпуска. Он должен был стать настоящим сборником раритетов. Все кто проникся идеей, присылали или передавали мне свои материалы. Оцифровались аудио и видеокассеты, сканировались статьи и фотографии.
В плане дизайна второй выпуск качественно ничем не отличался от первого, те же тона и тот же набор html файлов. Были устранены всякие шероховатости и ньюансы, более разнообразно использовалась графика. В плане видео первый диск содержал видеозаписи 80-ых, второй и третий делили между собой девяностые, а четвёртый содержал зрелищный свежак и телепередачи. В плане аудио первый диск содержал подборку всех известных на тот момент студийных бутлегов, на втором содержались качественные оцифровки с разумным использованием шумодава, третий и четвёртый - подборку акустик и разные несортированные вкусности. Фотографии, статьи, флешролики и всё прочее конечно тоже присутствовало. Также каждый выпуск раритетов приходилось дополнять набором кодеков и программ для открытия файлов. Письма со словами "У меня не открывается клип Рождество" или тому подобные всё равно иногда приходили. Клип Рождество был закодирован редким кодеком Indeo, а все попытки его перекодировать приводили к рассинхрону звука и картинки.



Оболочка Второго выпуска раритетов.

Второй выпуск раритетов был презентован Константину Кинчеву, который был уже наслышан о них, так как в те годы мониторил форум Алисы, который был намного более живым, чем сейчас. От Кинчева поступило несколько важных уточнений, например то, что мы считали фрагментами Музыкального Ринга (клипы Мы вместе и Экспериментатор) оказались съёмкой для телепередачи "Кружатся диски". Отсидев пару месяцев за компом до поздней ночи и нередко забивая на учёбу, я порядком устал и решил что второй выпуск станет последним. Вот она - полная ретроспектива по годам, вот качественные оцифровки, вот всё что было собрано за несколько лет. А всё остальное вы можете скачать с сайта. Но просьб сделать третий выпуск было очень много. Я некоторое время откладывал решение - первый выпуск мне уже не нравился, а второй повторять не хотелось. Нужно было сделать что-то на более новом и качественном уровне. Работа началась спустя год, когда я поднакопил материала и освоил несколько программ - по видеомонтажу и созданию меню автозапуска. Теперь у меня наконец появилась возможность сделать что-то действительно похожее на "Быль да Сказки". Каждый диск должен был содержать мультимедийные заставки и интерактивное меню. Материалы мне по прежнему присылали со всей страны - как в цифровом, так и в аналоговом виде. Появилась возможность сделать мультикамерные съёмки с некоторых концертов. Сейчас свой первый опыт видеомонтажа я нахожу весьма посредственным, но тогда сама возможность просмотра мультикамерной съёмки будоражила воображение. Напомню - группа Алиса по прежнему почти не появлялась на ТВ, на тот момент ещё не был выпущен не один из двух концертных DVD. Впрочем, мой монтаж на фоне телесъёмок региональных телекомпаний смотрелся не так уж убого. Дополнительная сложность была в разнообразии форматов. Одна камера могла снимать в формате DV, а другая на VHS. Были ещё камеры снимающие на флеш, на mini-DVD и много чего ещё. Всё это требовалось оцифровать, перегнать и совместить. Третий выпуск увидел свет в апреле 2006 года.





Автор рисунка - Лис.


Важными соавторами третьего выпуска стали издательство "Дядька Льюис"
(они выпустили Книгу Фотографий "Кинчев-Потапов" и предоставили раритеты 80-ых) и "Проект ДиМ"
(ребята, которые проехали с группой тур Изгой и наснимали новинок).


Третий выпуск оказался ближе всего к моему идеалу музыкальной мультимедийной энциклопедии - "Быль да Сказки". Впервые для запуска нужно было открыть не html файл, а файл alisa.exe. После запуска пользователь смотрел короткий вступительный ролик (разный для каждого диска), а потом попадал в меню. Первый диск назывался "История" и его открывало вот такое величественное интро:



Звук старой пластинки был сымитирован с помощью специального плагина для Winamp. Продвинутый алисаман без труда найдёт неточности в этом видео - в частности фото на 00-48 относится к 1989 году, а фото на 00-57 наоборот - к 1988-ому. Да, конечно же, в дисках встречались неточности и ошибки. Небольшие уточнения мне приходилось вносить постоянно. Например, акустика в Екатеринбурге с третьего выпуска раритетов является известной записью "Кинчев и Самойлов, акустика в библиотеке 1987". В данном косяке была не только моя вина, но и питерских деятелей рок-андеграунда, которые зачастую занимались мистификацией. Например "концерт Алисы в Тамбове, 1986", который продавал в своих каталогах небезызвестный Сергей Фирсов, является фикцией. В реальности это концерт Алисы в ДК Крупской за тот же год. О причинах этих поступков размышлять не будем.
В дизайне первого диска третьего выпуска я отошёл от бардово-бежевой стилистики и оформил всё в архивном стиле старых газет. На этом диске народу были впервые явлены раритеты - двухкамерные съёмки с ДК Невский 1987 (Осеннее солнце) и ДС Юбилейный 1987 (Новый метод, Экспериментатор). Было много других эксклюзивов, например сольный альбом Петра Самойлова 1982 года. Традиционный раздел Спасибо в этот раз раздулся до огромных размеров. Со многими людьми, которые мне помогали в работе над дисками, я поддерживаю контакт до сих пор.



Первый диск третьего выпуска.

Второй и третий диски имели другую концепцию, которую я назвал "География". После вступительных видео открывалась интерактивная карта России со списком городов. Нажав на город можно было посмотреть информацию о концертах Алисы в нём, прежде всего видео, но встречались также фотографии и аудиозаписи. Всего было охвачено около 30 городов. Естественно, после выпуска дисков я получил немало претензий в духе "Почему моего города нет на карте?". Причины на это были простые - города выбирались по наличию материала, и не просто материала, а уникального или на тот момент эксклюзивного. Но и размер дисков был не резиновый, и тогда и сейчас размер CD-R составлял 700 Mb. Технологии стремительно развились и в 2006 году уже нельзя было экономить на качестве записей.



Четвёртый диск третьего выпуска.

Четвёртый диск третьего выпуска назывался "Три дороги", меню в нём являлось то самое сказочное трёхпутье, которое часто встречается богатырям в русских сказках. Рисунок был нарисован замечательной девушкой Лизой из Москвы и содержал в себе несколько секретов. Можно было навести мышку на ворону и услышать глухое карканье. А если на ворону нажать, то каркала она уже по другому. Также на луне был секретный кратер, кликнув на который, можно было услышать фрагмент песни "Для тех кто свалился с Луны". Этими "пасхальными яйцами" я гордился не меньше чем десятком смонтированных видеозаписей. Основными же кнопками были конечно указатели на столбах, которые переносили в разделы, посвящённые концертам в данных столицах.
Отдельно стоит упомянуть про внешнее оформление дисков, так как иногда случались недоразумения. Диски распространялись на болванках CD-R в чёрных конвертах. От руки маркером был указан номер выпуска и номер диска. Плюс такой концепции был ещё в том, что диски могли многократно копироваться в неизменном виде - купивший их алисаман переписывал коллекцию всем своим друзьям, также подписывая болванки от руки. Однако иногда, случайные люди, брали диски в подарок и ожидали что получат диски в шикарном оформлении с полиграфией. Впоследствии для дисков были сделаны обложки, их надо было самостоятельно распечатать на принтере. Некоторые самостоятельно не только распечатывали, но и делали свои собственные обложки.





Обложки некоторые дисков и то, как диски выглядели изначально без них.

В последние годы интерес к дискам сошёл практически на нет и это понятно - информационный голод утолён, аудио и видеозаписей группы Алиса в интернете море. Проект давно пора было убрать с сайта, но всё не доходили руки. Эта статья, опубликованная к 10 летию выхода последнего выпуска, ставит в этой истории окончательную точку. СпасиБо всем, кто поучаствовал в этом деле.
С уважением, Забей.

P.S. Диски были отправлены в следующие населённые пункты: Мурманск, Уфа, Самара, Екатеринбург, Киров, Тольятти, Химки, Новосибирск, Калуга, Калининград, Зеленоград, Обнинск, Белая Холуница, Щёлково, Протвино, Дубна, Люберцы, Высоковск, Майкоп, Красноярск, Пермь, Сургут, Ростов-на-Дону, Вытегра, Дзержинск, Сыктывкар, Владивосток, Челябинск, Казань, Павловск, Белореченск, Пижма, Руза, Голицыно, Софрино, Чехов, Томск, Курск, Новокузнецк, Орск, Краснодар, Борисоглебск, Юбилейный, Орёл, Красноармейск, Магнитогорск, Ханты-Мансийск, Волгодонск, Вышний Волочёк, Первоуральск, Балаково, Курган, Серпухов, Раменское, Черноголовка, Салават, пос. Ягодное (Магаданская обл.), Сосновоборск, Магадан, Рязань, Воркута, Александров, Королёв, Озёрск, станица Каневская (Ростовская обл.), Бор, село Кайла (Кемеровская область), Кронштадт, Иркутск, Бийск, Железногорск, Сухиничи, посёлок Пивань (Приморский край), Улан-Удэ, Усть-Илимск, Мотыгино (Красноярский край), Узловая (Тульская область), Гаджиево, Ярославль, Пенза, посёлок Смирных (Сахалинская область), Солнечногорск, Мытищи, Заводоуковск, Железногорск, Конаково, Торжок, Запрудня, Думиничи, Никольское, Щёкино (Тульская область), Вологда, станица Брюховецкая, Балашов, станица Кагальницкая, Ульяновск, Талнах (Красноярский край), Ижевск, п. Идрица (Псковская обл.), Саратов, Омск, п. Батецкий (Новгородская обл.), Южно-Сахалинск, Новокуйбышевск, Ижевск, Балахна (Нижегородская область), Петрозаводск, село Смольки (Нижегородская область), Прокопьевск, Костомукша, Селятино (Московская область), Волхов, Жуковский (МО), Рыбинск, Батайск, Барнаул, Холмск, Великие Луки, Белореченск, Урай (Ханты-Мансийский А.О.), пос. Коренево (Курская область), Иваново, Торопец, Бузулук, Якутск, Ухта, Урюпинск, Климовск, Канск, Люберцы, Хабаровск, Йошкар-Ола, пос. Новый Ургал, Шахунья, пгт. Воротынск, Углич, Бологое, Пятигорск, Биробиджан, Астрахань, Красная поляна, Пологи, село Месягутово (Башкирия), Лермонтов, Чебоксары, Новогрудок, п. Оболенск, п. Строитель (Тамбовская обл.), Петропавловск-Камчатский, Старый Оскол, Кемерово, Абаза, Уссурийск, Черкесск, Улан-Удэ,, Свободный, , Анадырь, Лакинск, Котовск, пос. Осиновский, с. Красная горка, Тотьма, Поворино, Аксубаево, Геленджик, Куса, Пролетарск, Кола, Калязин, Киев , Светлодарск , Керчь , Днепропетровск, Макеевка, Горловка, Запорожье, Донецк, Люботин, Одесса, Берегово, Бахмач, Мариуполь, Лисичанск, Первомайский, Погребище, Симферополь, Белая Церковь, Васильков, Феодосия, Обухов, Минск, Витебск, Полоцк, Новоколосово, Солоники, Борисов, Брест, Таллин, Нью-Йорк, Бостон, Кэлгэри, БернКастель-Куес, Нюрнберг, Штутгард, Глаухау, Караганда, Темиртау, Хельсинки, Прага, Кишинёв, Тирасполь.