группа АлисА: потерянные куплеты
Дюжина песен, тексты которых стали короче.







В этом обзоре собраны все известные случаи, когда тексты песен группы Алиса стали короче, а именно потеряли куплеты, припевы или их значительные части. Мы не рассматриваем обратные случаи, когда песня наоборот - обрастала новыми куплетами (как например Трасса Е-95) или одни строчки менялись на другие (как например Ветер водит хоровод или Солнце-Иерусалим). Не берём также и проект Геополитика, где несколько песен стали чисто инструментальными пьесами.



Rock'n'roll это не работа Атеист Вор да палач Дурак Дятел
Жги-Гуляй Лодка На пороге неба Пасынок звёзд
Солнце встаёт Шабаш Шестой Лесничий Эй ты там на том берегу



Rock'n'roll это не работа
Песня была написана в 1995 году. Первоначальный вариант содержал три куплета, но на альбом попали только два. Также была изменена строчка с "на столе баян" на "на столе стакан", а вместо "ходят по России нетрезвые мессии" Кинчев стал петь "ходят по России дурни". Невошедший на альбом Дурень куплет был таким:

В голове две мысли,
Да и те прокисли:
С кем вчера сидели,
И кто дал нам этот план?
Где найдёшь, там потеряешь,
А встретишь не узнаешь.
Вот такая тема,
Вот такой капкан!

Самое интересно что спустя много лет, на концертах 2008 года Кинчев снова стал исполнять пропавший куплет вместо канонического. В 2010 году на концертах опять пелся классический текст, как на альбоме Дурень.



Атеист
На ранних концертах, а также на бутлеге Атеист-твист, записанном летом 1986 на студии Алексея Вишни, песня содержала следующий куплет:

Слышишь как идёт пропагандер
Сквозь экран, через репродуктор
Как идёт пропагандер
Шаг за шагом проникая внутрь.
Помни делу время - потехе час!

Осенью 1986 песня поменяла свою аранжировку с нововолновой на панковскую и куплет был выкинут из композиции. Учитывая что в книгу Солнцеворот этот куплет также не вошёл, велика вероятность что Кинчев не является его автором.



Вор да палач
Эта песня включена в список потому что так и не дождалась своих куплетов. Перед исполнением песни на акустическом концерте в Пскове в 1988 году Кинчев произнёс следующее: ""Мало-помалу" можем спеть. Такая песня на 600 куплетов. Мы её начали писать, так и не дописали, но ту часть, которую написал вообщем-то сейчас споём. Много написали."
Среди алисаманов жива легенда, что все 600 куплетов были написаны и якобы был концерт, на котором все они были исполнены. Однако в рубрике Вопросы на официальном сайте группы Кинчев это опроверг: "Песня находится в затянувшемся "творческом кризисе". С момента написания первых девяти куплетов не написано ни строчки. Может когда-нибудь продолжу, а может и нет..."



Дурак
Текст песни содержит три строчки, которые никогда не исполнялись:

От сумы тюрьма, от тюрьмы сума,
Не страшится пёс ни огня, ни беса,
Всё сплетает СЛОВО ИЗ СЛОВ.

Этих строчек нет в буклете альбома Чёрная Метка, однако они опубликованы на сайте Алисы и в книге Солнцеворот, причём три последних слова набраны заглавными буквами.



Дятел
Песня написанна Петром Самойловым и на альбоме Статья 206 часть 2 содержит 2 куплета и припев. Однако песня содержала как минимум ещё один куплет, который можно услышать на сольном альбоме Петра "Эклектика" (записан в 1982 году).

А лес отплатит добром
Оденет тёплым дублом
А также правом стучать везде
В любое дерево и каждый день

Вот что рассказал Пётр Самойлов о записи альбома Статья 206 часть 2: "Свои песенки я записывал в Москве на "Мелодии", у Витьки Глазкова в подвальчике. А пили тогда коньяк. И портвейн. Одновременно, естественно. Портвейна было много, а коньяку, наоборот, мало, поэтому на самом деле пили портвейн, а запивали коньяком, чтобы вкусно было. А поскольку мне петь, мне коньяку-то и не наливали. Портвейн можно, поскольку детский напиток, в то время его пили как... сок. А коньячку нельзя, иначе слова забуду. Я всё равно забыл: у меня там "Дятел" так до конца и не спет. Ну, забыл, два раза пытался спеть, и всё время забывал то это, то то."



Жги-Гуляй
С момента первого исполнения до студийной записи песни прошло всего полтора года - рекордные сроки для Алисы 90-ых. Однако аранжировка и текст песни изменились за это время несколько раз. Записанный на Чёрной Метке окончательный вариант утратил вступительные слова, второй припев и рефрен "Жги да гуляй! Гуляй":

Эпиграф:
Танцуй на языках пламени пока есть силы, пока не наступил конец

Второй припев:

Жги-гуляй!
В небе ясном танцует огонь.
Жги-гуляй!
Солнце в сердцах живых.
Жги-гуляй!
Песней звонкой наполнена грудь
Жги-гуляй!

Более подробно история песни описана на нашем сайте в статье "
Трудная судьба песни Жги-гуляй".



Лодка
Мы уже
рассказывали об истории создания песни Лодка. Автор лирики - китайский поэт Су Ши и существует несколько переводов этого стихотворения, мало похожих друг на друга. Для создания песни Кинчев использовал перевод И.С. Голубева, но выкинул несколько строф:

Как присущи честным мужам
Добродетельные черты,
Так и в дереве, и в траве -
Всюду музыка красоты.

На стремнине, среди реки,
То взлетит, то падает вниз -
Будто вправду ветер с ладьей
На единой стезе сошлись!

Поднимаю кубок - кругом
Даль безбрежная - ширь-размах,
Льется песня горных стихий,
Отражаясь в наших сердцах!



На пороге неба
Данная композиция использовалась для рекламы фильма Волкодав и ротировалась на радио. Однако в обоих случаях использовалась укороченная версия песни, без двух куплетов. Эти куплеты являются ключевыми или как сказал Кинчев - "личностными". Без них песня теряет свой драматизм и становится пейзажной лирикой. На альбом Стать Севера и на концертах песня исполнялась только в полном виде. Укороченная версия была издана на ДВД с фильмом Волкодав.

Я метался в поисках себя
По полянам от росы седым.
То ли ядом жгла луна,
То ли я дошел до дна,
То ли лето закатилось в дым.

Мне не спится, сердце давит грудь,
Подстрекая душу напролом.
Слезы уголками глаз.
Ночь да Яблоневый Спас
Потихоньку вводят осень в дом.



Пасынок звёзд
Самый необычный случай с куплетами. На конверте пластинки Для тех кто свалился с Луны, в книге Солнцеворот, да и вообще во всех официальных источниках указан последний куплет, который никогда не исполняется:

По ночам бредить луной
да перечить сну,
До небес ладить костры
по седым ручьям,
По земле песней лететь
от окна к окну,
Да глядеть солнцу в лицо,
как в глаза друзьям.

Удивительно ещё и то, что этот фрагмент состоит из строчек предыдущих куплетов, но составленных в другом порядке. Есть также небольшое отличие в последней строчке в разных источниках. На конверте пластинки напечатано "глянуть", в книге "глядеть. Я задал вопрос на официальном сайте Алисы и вот что ответил Кинчев: "Все эти строчки есть, просто повторения нет, когда я эту песню пою. С музыкой вариант, записанный на альбоме, самодостаточен, а на бумаге, нет, поэтому сделал повторение. Таким образом, на бумаге получает завершенная форма текста. Но песня и текст, это разные вещи."



Солнце встаёт
Первоначально песня содержала ещё один куплет, который можно услышать на альбоме "Алиса. Акустика часть 4":

Да, мы вскормлены пеплом, и зто наш плюс.
Мы не знаем конца, но мы рады всему, что нас ждет.
Мы смеемся в лицо тем, кто при виде огня скулил: "Я боюсь"
И тем, кто пытался свинцом запаять cолнцу рот.

На альбоме БлокАда песня была записана без него. При этом студийная запись песни имеет одну особенность - в самом конце композиция имеет возрастающую громкость и резко обрывается. Учитывая, что некоторые песни на Блокаде (по сравнению с магнитоальбомом) были подрезаны в инструментальной части, среди алисаманов возникла версия, что данный куплет был вырезан уже после его записи. Однако существует украинское издание Блокады, в котором использовалась фонограмма из архива фирмы Мелодия и возрастающей громкости на коде нет. Да и по логике этот куплет должен располагаться в середине песни, а никак не в её конце.


Шабаш
Песня была написана весной 1988 года после гибели Александра Башлачёва. Первое известное исполнение состоялось на акустическом концерте во Пскове 12 марта 1988 года. Первоначально текст был короче и заканчивался строчкой "На свет-волю отпускали весну. Шабаш!". Потом Кинчев написал ещё один куплет, но он исполнялся не полностью. Привожу его целиком, курсивом выделены строчки которые никогда не пелись:

Солнце с рассвета в седле,
Кони храпят, да жрут удила.
Пламя таится в угле,
Небу - костры, ветру - зола.
Песни под стон топора.
Пляшет в огне чертополох.
Жги да гуляй до утра,
Сей по земле переполох!
Рысью по трупам живых,
Сбитых подков не терпит металл.
Пни, буреломы да рвы,
Да пьяной орды хищный оскал.

Памятью гибель красна,
Пей мою кровь, пей не прекословь,
Мир тебе воля-весна!
Мир да любовь!



Шестой Лесничий
Текст песни был написан другом и соседом Кинчева Андреем Киселёвым. Кинчев убрал из песни один куплет, но сохранилось несколько старых акустических записей на которых его можно услышать. К сожалению из-за плохого качества звука его не удалось полностью расшифровать. Скорее всего он содержит строчку на английском. Записи с квартирников вы можете найти в нашем Аудиоархиве. По нашей версии утраченный куплет выглядит примерно так. Принимаем уточнения:

Сургуч и пропасть, а старая рана все без рубца,
Несет из кухни пойлом кровавым, ууу полоса.
Сургуч канонов силен разбоем...
Please, do you want?
Шестой лесничий, шестой лесничий целится, стиснув рот.


Эй ты там на том берегу
Песня увидела свет на сольном альбоме Кинчева "Нервная ночь", где она записана в стиле регги. Впоследствии она была перезаписана для альбома БлокАда в хард-роковой аранжировке и лишилась третьего куплета:

А я всегда хотел перекинуть мост,
Чтобы было видней.
И я хотел слышать каждый звук
В гаммах лунных ночей.
И пока вода не слизала мой след,
Я хочу идти босиком,
И пока луна, я хочу смотреть
И не думать, что будет потом



Материал составил Забей.
Есть чем дополнить? Пишите сюда:
alisa-tver@yandex.ru